Мифы и реальность в мире боевых искусств

Мифы и реальность в мире боевых искусств
 
 
 
 
 
Рейтинг: 4.37


 " Ах, обмануть меня не трудно
Я сам обманываться рад..."
 А.С. Пушкин


Предлагаем Вашему вниманию серию статей эксперта Александра Родина на тему «Мифы и реальность в мире боевых искусств». Часть 1. Брюс Ли.
                                                                                                          
Сегодня бытует масса мифов вокруг столь популярной темы, как воинские искусства мира, а эти мифы в свою очередь порождают спекуляции, ведущие к обману многих ради обогащения обманщиков. Возникновение этих мифов в первую очередь связано с переносом продукта кино и рекламы в реальную жизнь без разделения на правду и вымысел. В связи с этим мне хотелось бы предложить вашему вниманию ряд выдержек из моего пособия, написанного для студентов "Киевского государственного института физической культуры" в 1992 году, в которых речь пойдёт о Брюсе Ли, монастыре Шао-линь, У-шу, Кун-фу, Айки-до, Карате, Сумо, Казацких единоборствах, Астральном карате и пр.
 
Лень – это, пожалуй, всеобщее и основное свойство людей. Все стремятся: найти таблетку, приняв которую, похудеют раз и навсегда и исцелятся от всех болезней; книжку, прочитав которую, обретут мудрость; одежду и макияж, которые сделают тебя неотразимой; укол, после которого тело покроется объёмными и рельефными мышцами и пр., пр.
В нашем же случае мечта заключается в том, что есть какой-то таинственный стиль, освоение которого не требует длительных и изнурительных тренировок, но при этом в самое короткое время делает из любого неуязвимого и непобедимого бойца, и все,  что для этого нужно найти таинственного мастера или, что ещё проще и желанней, прочитать тайную книгу.



Вспомним, 50-е - 60-е годы дзю-до, 70-е карате, дзю-дзюцу, 80-е у-шу, кун-фу, ниндзюцу, айки-до, муай-тай и тд. Каждое новое направление становилось модным и обрастало поклонниками страждущими узнать тот великий секрет, который, наконец, сделает из них сверхчеловека. Но жизнь брала своё, оказывалось, что для достижения цели необходимо много и тяжело трудиться, а кроме того обладать и определёнными способностями, если угодно, талантом и разуверившиеся поклонники с завидным энтузиазмом пускались в новые поиски.   
   
Настоящую популярность восточным единоборствам принесло слияние двух искусств - древнего, восточного воинского искусства и современного, западного искусства кинематографии. Кино, как самое доступное и легко воспринимаемое  средство информации и рекламы, разнесло легенды и реальные достижения восточных бойцов по всему миру. Дело популяризации завершило телевидение, которое ввело непобедимых героев в каждый дом, каждую семью, результат не заставил себя ждать по всему миру (и наша страна не исключение) открывались школы, клубы, секции, федерации всех существующих единоборств. Едва ли сегодня удастся найти человека не знающего Брюса Ли, Джеки Чана, Чака Норриса, Стивена Сигала, Жан Клод ван Дамма, Синтии Ротрок и многих других.

Окончание второй мировой войны открыло доступ странам Запада к культурно - историческим ценностям народов Юго-Восточной Азии. Кино-производители довольно быстро открыли новый, ещё не использованный пласт - рукопашный бой в восточном стиле. Приступив к съёмкам, режиссёры столкнулись с весьма серьёзной и поначалу просто не разрешимой проблемой.

Парадокс заключался в том, что те, кто хотел и был готов сниматься в их фильмах, не умели драться и имели весьма поверхностное представление о боевых искусствах. Те же, чьи знания и умение не вызывали сомнений наотрез отказывались не то что сниматься, но даже выступать консультантами или продемонстрировать своё искусство. Монахи-воины не могли преступить религиозных запретов, а светские мастера, согласно традициям, должны были хранить тайны своего клана.  Таким образом, несмотря на то, что вокруг была масса мастеров, киногероя для съёмок найти было невозможно, в связи с чем, первые фильмы этого жанра были бледными, скучными и малохудожественными.




Брюс Ли, боец или актёр?                                                                                                            

Все видят шкуру тигра,
мало кто видит  его кости.

Качественным прорывом явилось появление на экране Ли Чжен Фаня (Ли Сяо Лун - детское имя, Брюс Ли - кино имя). Брюс Ли, в отличие от китайских мастеров, мог выпить виски и закурить, его не смущали обнажённые девицы, он выполнял всё, что требовали режиссёры, умел драться, не делал тайны из выполняемых им приёмов, он был образован, современен, говорил на английском языке, был артистичен, обладал приятной наружностью и наконец, что не маловажно, был гражданином США.

Итак, миф по имени Брюс Ли: "Чемпион среди чемпионов, самый совершенный и не превзойдённый боец в мире, не знавший ни одного поражения и пр. , пр." Далее мы ознакомимся с его реальной биографией.
27 ноября 1940 года в Сан-Франциско (где гастролировал театр китайской оперы)  родился мальчик Ли Чжен Фань, так как родился он в год и час Дракона, то получил соответствующее детское имя Ли Сяо Лун (Ли Маленький Дракон), ставший по месту рождения гражданином США.

Впервые в кино Ли Сяо Лун снялся в возрасте 3-х месяцев ("Девушка с золотым воротом"), сам же Брюс Ли считал началом свой кино-карьеры фильм "Зарождение человечества" – 1946 г. Как артист кино, Брюс Ли был весьма успешен, до 1958 года он снимается в двух десятках фильмов, кроме этого он успешно учится в школе бальных танцев, в 1958 году став чемпионом Гонконга по танцу Ча-ча-ча (единственный чемпионский титул Брюса Ли).

В возрасте 13-ти лет он начинает обучение стилю Вин Чун, в школе мастера Ип Мана, где не без успеха, занимался около 3-х лет (каждый, кто сталкивался с традиционной системой преподавания, понимает, что за это время можно стать, в лучшем случае, младшим учеником). В силу того что молодость Брюса Ли была весьма бурной, в 1958 году у него возникает необходимость покинуть Гонконг, альтернативой являлись тюрьма или смерть в уличной драке. Перед отъездом Ип Ман напоминает Брюсу  о том, что искусство Вин Чун ни при каких обстоятельствах не должно стать достоянием посторонних и в перовую очередь иностранцев. Ли поклялся в верности учителю, школе и заветам предков.

Поступив на факультет западной философии университета Сиэтла он тут же открывает единственную, на тот период, школу Вин Чун, для обучения американских студентов (открыть школу для китайцев Брюс Ли безусловно не мог, так как не обладал достаточными для этого знаниями и опытом, иное дело американцы ничего не знающие о китайских боевых искусствах). Вскоре он понимает, что исчерпался и не может дать ничего нового своим ученикам.

В 1965 году он едет в Гонконг, просит прощения у своего учителя и разрешения продолжить обучение, он просит Ип Мана снять его во время исполнения им тао-лу (комплексы формальных упражнений), с тем, что бы в дальнейшем продолжить самостоятельное обучение в США. Имея твёрдые убеждения, мастер Ип Ман отказал Брюсу во всех его просьбах. Ли умоляет простить его и предлагает оплатить своё обучение по самому высокому разряду, на что мастер ответил: "Знания передаются достойным от сердца к сердцу, а не богатым из рук в руки, как деньги". Брюс Ли обращается с той же просьбой к сыну мастера Ип Чуну, но и там получает отказ.
Существует версия, что Ип Ман, спустя некоторое время, открыв своё искусство для всеобщего изучения, внёс в методику преподавания ряд изменений, существенно выхолащивающих его. Таким образом, лишь очень узкий круг доверенных учеников, на сегодня изучают подлинный Вин Чун (повторяюсь, что это всего лишь версия).

Вернувшись в США Брюс Ли понимает, что ни учиться сам, ни учить кого либо Вин Чун он не сможет, знаний у него нет и взять их неоткуда, он оказался в тупике. Но будучи амбициозным, талантливым и упорным человеком, он ищет выход и, в конце концов, находит его. Синтезировав известные ему приёмы Вин Чунь с элементами таеквон-до, карате, бокса, дзю-до, джиу-джитсу, кун-фу в 1967 году он представил миру новый стиль Джит-кун-до  (путь опережающего кулака), суть которого он определил как "стиль без стиля" (другими словами, бессистемный набор приёмов, надёрганных отовсюду). Стиль получил бешеную популярность, так как его презентовал сам Брюс Ли, но ничем хорошим себя не зарекомендовал не для спорта, не для спецподразделений, не для улицы. 




 В 1966 году Брюс Ли попадает на съёмки телесериала "Зелёный шершень", так начинается его блестящая карьера киногероя. Но в шоу бизнесе свои законы и он безоговорочно принимает их.
Он создаёт миф о непревзойдённом, только ему доступном "дюймовом ударе", в то время, как технику "фа-ли" (выброс силы) изучают и практикуют адепты абсолютно всех внутренних стилей, и десятки если не сотни тысяч бойцов исполняют "дюймовый удар" ни чуть не хуже, а часто намного эффективней чем Брюс  Ли.

 Герой должен обладать идеальной, с точки зрения европейцев, фигурой и Брюс начинает занятия культуризмом, используя все доступные химические препараты для повышения работоспособности, роста мышечной массы, сжигания жира и выведения влаги из организма.
Об актере не должны забывать и фильмы с его участием выходят один за другим: "Большой босс", "Кулак ярости",  "Китайский связной", "Выход дракона", "Путь Дракона", всего он снялся в 36-ти кинофильмах. Он спешит жить, стремиться стяжать всю славу и деньги мира. Стоимость одного часа тренировки с ним доходит до 500 $, он уже не только актёр, но и режиссёр, сценарист, постановщик боевых сцен, продюсер, а с 1973 года и владелец собственной киностудии "Конкорд".
И организм не выдерживает эту гонку, 20 июля 1973 года, во время съёмок фильма "Игра смерти", он принимает таблетку от головной боли, после чего у него начинаются судороги и он, не приходя в сознание, умирает.

Смерть, как и жизнь артиста, порождает массу легенд и  слухов:
- месть Триады за отказ сотрудничать
- месть монахов Шаолиня за разглашение тайных знаний (касание медленной смерти)
- месть любовницы
- самоубийство, наркотики, отравление  и т. д. и т. п.






Самой экзотической, пожалуй, была следующая:

В 1971 году Брюс Ли (Ли Сяо Лун - Ли Маленький Дракон) переезжает в Гонконг и селится у озера Девяти Драконов. Версия следующая - девять драконов, живших там ранее, не потерпели появления на своей территории ещё одного дракона и убили его. Такова версия специалистов по Фен Шуй, древней науки о взаимодействии человека и окружающего мира.  
Вскрытие же показало, что смерть Брюса Ли наступила в результате нарушения мозговой деятельности, возникшей как результат повышенной чувствительности к химическим компонентам входящих в состав, принятой им, таблетки от головной боли.  

Тело Брюса Ли  было отправлено в США и похоронено в Сиэтле. Похороны его были грандиозны и трагичны, несколько молодых людей совершили самоубийство, не в состоянии пережить смерть своего кумира, девушки клялись не выходить замуж, смерть его воспринималась, как мировая трагедия.

Итак, подведём итог:
- Велики ли заслуги Брюса Ли в популяризации боевых искусств? Они огромны, никто, пожалуй, не сделал большего.
- Был ли он выдающимся киноактёром? Бесспорно.
 - Был ли он чемпионом? Да, в 1958 он становится чемпионом Гонконга по танцу Ча-ча-ча, но ни в одном соревновании, будь-то поединки или выполнение комплексов тао-лу, он участия  не принимал.
- Был ли он бойцом? Пожалуй, но всего лишь одним из миллионов.   
 
Автор: Александр Родин   

Изображения:
budopeople.ru
brucelee.com
moikompas.ru
oboisunsve.bestoboi.no-ip.org



Комментарии
07.11.2012 14:30:31
Видео интервью Кургиняна действительно на 100% соответствует духу статьи, хотя он и политолог, но всё в Мире развивается в соответствие с едиными законами Дао. Подлинное всегда скрывается за плотной завесой ложного и виноваты в этом, к сожалению сами люди, они с радостью принимают мифы и ложных кумиров. Лиса Алиса (Буратино), пела: " На дурака не нужен нож, ему с три короба наврёшь и делай с ним, что хош..."
m
05.11.2012 16:06:01
Спасибо за хорошую статью!
Вот видео по теме: http://www.youtube.com/watch?v=Wz_eeLoZI-s
Для того чтобы оставить комментарий, пожалуйста,
авторизируйтесь или зарегистрируйтесь
 
     
 
Реклама 
 
       
 
Смотрите также: