О перспективах развития фитнес-индустрии

О перспективах развития фитнес-индустрии
 
 
 
 
 
Рейтинг: 5.00

Проработав в отрасли немалое количество лет, находясь на позиции менеджера серьезного заведения, работающего в данной отрасли, невольно начинаешь задавать себе вопросы, ответы на которые вроде бы лежат на поверхности, но совершенно не так однозначны, как кажется на первый взгляд.

Вот, например, один из них: почему развитие фитнес-индустрии в нашей стране движется столь медленно?

С одной стороны, все понятно: даже само понятие "фитнес" в нашей стране появилось позже, чем в цивилизованных странах, покупательская способность основных потребителей услуг индустрии ниже, и т.д., но… Ведь есть масса других направлений, развитие которых движется семимильными шагами, несмотря на покупательскую способность и мировой кризис вместе взятые!

Имея обширный опыт общения с представителями организаций, работающих в нашей сфере, могу с уверенностью утверждать, что одной из основных причин сложившейся ситуации являются кадры, вернее их отсутствие!

Однажды, работая над запуском фитнес центра в одном из крупных сетевых отелей, находящимся в одном из регионов нашей родины, я объявил конкурс на замещение 4 вакансий инструкторов. Требования к соискателям самые минимальные: высшее образование по специальности, русский и украинский языки (знание иностранного приветствуется) и, собственно, все. Через 2 недели, приехав проводить собеседование, я обнаружил в приемной аж… 9 человек. Подготовив бланки анкет, составленных для выявления теоретических знаний, методических и практических наработок, навыков продаж, эффективных коммуникаций я пригласил первого на беседу…

Уже через полчаса общения с претендентами я понял, что единственным критерием, которым я могу руководствоваться при отборе, является умение разговаривать на русском либо на украинском языках отдельно, без суржика! Слава богу, таких «специалистов» как раз 4 и набралось. Ни о каких других навыках и речи не шло!

Если опросить тренерский состав любого из столичных фитнес клубов, можно сделать вывод, что работа тренера сродни работе в Макдональдс, помните этот слоган: «Моя первая работа!». Как минимум половина тренеров не планирует делать карьеру в направлении фитнеса, считая эту работу временным приработком, пока не подвернется что-нибудь серьезное.  И уж тем более абсурдной такому тренеру покажется мысль об обучении данной профессии, повышении квалификации и т. д. А зачем? Он же кандидат в мастера спорта, выигрывал первенство района по гребле, что ему стоит решить проблемы клиента, который никогда ничего тяжелее комнатных тапочек в руках не держал! Возможно, дело тут еще в том, что основным поставщиком кадров в нашу отрасль является спорт! Спортсмен – человек амбициозный и честолюбивый. И если со спортсменами, не достигшими серьезных успехов еще можно говорить о таких вещах, как ответственность за результат работы, выраженный в конкретных показателях, то бывший чемпион области с вами и разговаривать не захочет после того, как вы поставите под сомнение его квалификацию, так как искренне считает, что фитнес это упрощенная версия спортивного тренировочного процесса!

Не самым лучшим образом ситуация обстоит и с менеджерами. Хотя здесь, как мне кажется, ситуация начинает меняться к лучшему. Типичная ситуация – когда состоятельный человек, сформировавший свой капитал где-то очень далеко от индустрии здоровья и красоты, позанимавшись в фитнес центре год – другой, решает завести себе дополнительный маленький бизнес, даже не заработка ради, а так, потому что нравится…

Не стоит и говорить, что процесс создания и управления таким бизнесом кажется ему сущим пустяком, по сравнению с уже реализованными им проектами (не напоминает ситуацию с тренерами от спорта?). Как правило, такие мысли появляются у людей, которым помогает в тренировках шустрый и расторопный тренер, который может воодушевить (что, в принципе, очень здорово, ибо такие люди – клад для любого бизнеса, где присутствует непосредственное общение с клиентами), жаль, только, что у таких тренеров, очень часто, не остается ни времени, ни желания повышать свой уровень образования. А понимания, что управление это отдельная наука, у него нет в принципе, как и даже представления, с какими управленческими функциями ему предстоит столкнуться, после прихода в качестве менеджера в новенький клуб, материальные, моральные, и временные затраты на строительство которого уже неприятно удивили собственника!

Дальше – ситуация одинаковая в 90% известных мне случаев. Менеджер, в панике от объема свалившихся на него незнакомых обязанностей, пытается построить бизнес процесс, копируя его с предыдущего места работы, причем с той точки зрения, с которой он видел его сам. Собственник оказывается совсем не таким альтруистом, каким казался в начале и, оказывается, имеет корыстные интересы в отношении своего проекта, причем, по мнению бывшего тренера, непомерные. Он начинает вмешиваться в управление клубом, причем, чаще всего бессистемно, что дает повод менеджеру списывать неудачи проекта на собственника: он не дает работать, говорил одно, теперь делает другое! Назревает конфликт, менеджер уходит, теряя клиента и инвестора. На его место приходит такой же управленец, только опыта у него чуть больше, он чуть раньше завалил работу в таком же проекте (а может в нескольких). Если он умный человек, то на своих ошибках он уже научился и применит полученные знания на новом месте, если не очень, значит все пойдет по второму кругу…

Есть еще такая категория деятелей в нашей (как и в любой другой) отрасли как бизнес-тренеры и консультанты. Их истории и мотивации так же довольно типичны, но заслуживают отдельного разговора… К сожалению, народная мудрость «Тот, кто не умеет ничего делать - учит других» не ошибается и здесь!

Изложением данных размышлений я не хочу никого обидеть! Более того, я ни в коем случае не претендую на роль самого умного эксперта в данном вопросе! Говоря откровенно, я вспоминаю себя самого в роли каждого из описанных мною персонажей, потому, наверное, и имею право говорить об этом так уверенно и с иронией. Просто я считаю, что только объективный, самокритичный взгляд на ситуацию со стороны, поможет нам поднять эту отрасль до невиданных высот. Я искренне верю в то, что потенциал фитнес-индустрии велик настолько, что масштабы ее возможного развития не осознаны до конца даже в странах, которые считаются наиболее продвинутыми в этом смысле. Не говоря уже о том, что более красивого, гуманного и радостного бизнеса просто не может существовать!

Автор: Матвей Бидный


Комментарии
Матвей Бидный
03.03.2011 16:30:50
Мария, что касается методов, принципов, стратегий развития индустрии, это настолько объемная тема, что даже 2-х дневная конференция не может раскрыть ее полностью!
Что же касается ваших сожалений по поводу коммерциализации индустрии, они, на мой взгляд необоснованны! Мы ведь не в сказке живем, и не при коммунизме (хотя, наверное, это одно и то же))! Индустрия развивается только тогда, когда вложенные в нее средства (деньги, время, знания) приносят прибыль! И в этом нет ничего плохого, особенно когда субъекты этого рынка понимают, что все те важные социальные составляющие о которых вы говорите, являются непременным условием для развития их бизнеса!
Maria Pawluk
18.02.2011 18:07:14
Матвей, спасибо за статью! Но, все же, о переспективах развития фитнес индустрии, каковы методы, принципы, стратегии развития?
Ведь сегодня, к сожалению, владельцы рассматривают клуб в качестве бизнеса, к тому же не основного источника дохода. Задачей же фитнес менеджмента6 на мой взгляд, является создание и продвижение культуры спорта и здоровья, создавая при этом устойчевый бренд. Каковы ВАши соображения на этот счет?
Кристина
28.01.2011 15:27:22
Согласна с автором. Каждый должен заниматься своим делом. В салоне красоты нас обслуживают квалифицированные мастера, почему же в фитнес-клубах должно быть иначе.
angel
16.12.2010 11:39:18
а еще главнее что бы инструктора были профессионалами !!!! так как сейчас развелось шарлатанов... !!
Lilith
16.12.2010 10:26:11
Да, нерадужная перспектива. Хорошо, что сами инструкторы видят недостатки и хотят их исправлять.
Для того чтобы оставить комментарий, пожалуйста,
авторизируйтесь или зарегистрируйтесь
 
     
 
Реклама 
 
       
 
Смотрите также: