ЛФК при сколитической болезни у детей

ЛФК при сколитической болезни у детей
 
 
 
 
 
Рейтинг: 3.13
ЛФК при сколитической болезни у детей

Сколиоз - тяжелое, нередко прогрессирующее заболевание позвоночника, проявляющееся деформацией его во всех трех плоскостях (фронтальной, сагиттальной и горизонтальной) и поражающее позвоночно-двигательные сегменты (тела позвонков, межпозвонковые диски, мышечно-связочный аппарат), а также другие органы и системы (преимущественно кардио-респираторную , нервную систему и желудочно-кишечный тракт).
Терминологически правильно называть заболевание не сколиозом, а сколиотической болезнью, главным проявлением которой становится деформация позвоночника — сколиоз (по аналогии: гипертония — гипертоническая болезнь).
«Сколиоз» в переводе с греческого означает «кривой, изогнутый». Термин «сколиоз», так же как и «кифоз» и «лордоз», предложил римский врач Клавдий Гален. Гиппократ описал клинические проявления сколиоза.
 
I    степень:
простая С- образная дуга;
угол отклонения позвоночника не более 10°;
патологическая ротация практически не выражена, на рентгенограмме определяется небольшое отклонение остистых отростков от средней линии;
деформация нестойкая, исчезает в разгрузке лежа.

II    степень:

Сформируется 5-образная компенсаторная дуга;
угол отклонения основной дуги составляет от 10 до 25°;
патологическая ротация выражена клинически и рентгенологически (асимметрия корней дуг);
деформация проявляется в нагрузке (стоя) и в разгрузке (лежа).

III    степень:

Сформируются не менее двух компенсаторных дуг;
угол отклонения основной дуги от 25 до 50°;
патологическая ротация выражена значительно, сопровождается реберным горбом и деформацией грудной клетки;
деформация позвоночника стойкая, присоединяются нарушения со стороны внутренних органов.

IV    степень:
Сформируется кифосколиоз;
угол отклонения дуги более 50°;
формируется передний и задний реберный горб, выражена деформация таза и грудной клетки;
значительные клинические проявления со стороны кардио-респираторной системы, желудочно-кишечного тракта, органов мочевыделения, центральной нервной системы.

Тип сколиоза определяется по классификации Понсети—Фридманна:

Верхнегрудной (вершина дуги на уровне третьего-четвертого грудного позвонка);
Грудной (вершина в области восьмого-девятого грудного позвонка);
Грудопоясничный (вершина на уровне 11-12 грудного — первого поясничного позвонка);
Поясничный (вершина в области второго-третьего поясничного позвонка);
Комбинированный (вершина у восьмого-девятого грудного — второго-третьего поясничного позвонка).

Сколиотическая болезнь нередко прогрессирует. Чем раньше развивается сколиоз, тем прогноз хуже. Наиболее «злокачественными» являются грудной и комбинированный сколиоз.

Лечебная гимнастика при сколиотической болезни
Основным средством физической реабилитации при сколиотической болезни является лечебная физкультура. При I степени сколиоза выполняются симметричные гимнастические упражнения. Основными исходными положениями являются положения лежа на спине и лежа на животе в разгрузке позвоночника. Цель — остановить деформацию и закрепить полученные результаты лечения.

Задачи:
Формирование навыка правильной осанки.
Создание мышечного корсета (укрепление разгибателей спины, ягодичных мышц, мышц брюшного пресса).
Улучшение дыхательной функции.
Тренировка равновесия, баланса, координации.

 Повышение неспецифической сопротивляемости организма. Наряду с использованием общеукрепляющих упражнений симметричного характера применяются корригирующие упражнения с учетом имеющейся деформации, дыхательные упражнения, а также упражнения на самовытяжение и самовыравнивание.
Особенностью ЛФК при сколиотической болезни II—III степени является включение в занятия асимметричных упражнений, направленных на коррекцию сформировавшихся дуг.

Кроме того, активно применяются ортопедическая коррекция в виде всевозможных корсетов и спинодержателей, а также асимметричный массаж мышц спины № 15 по 3-4 курса в год, лечебное плавание, физиотерапевтическое лечение. Целесообразно использовать в домашних условиях разгрузку позвоночника лежа после занятий в школе.

Необходимые физические упражнения, используемые для коррекции сколиотической деформации:

-Упражнения для формирования навыка правильной осанки, которые изложены выше.
-Упражнения на создание мышечного корсета (укрепление мышц спины и брюшного пресса), также описанные выше.
-Упражнения в балансировке, которые способствуют правильному положению туловища, равномерной нагрузке на  позвоночник, тренировке координации движений.
-Упражнения в разгрузке позвоночника, то есть лежа на спине, на животе и стоя на четвереньках— при выполнении этих упражнений уменьшается напряжение мышц, тело приобретает наибольшую площадь опоры, обеспечивающую устойчивое равновесие. Разгрузка позвоночника является необходимым условием для специального общего и локального воздействия на него. Уменьшение давления на позвоночник тяжести головы, плечевого пояса, статического напряжения мышц и внутренних органов уменьшает нагрузку на связочно-мышечный аппарат, обеспечивает мобилизацию всей двигательной системы позвоночника. Положение разгрузки не только позволяет более эффективно воздействовать на зону костной деформации, но и улучшает крови - и лимфообращение в окружающих мышцах и связках.

Корригирующие упражнения — упражнения, направленные на коррекцию имеющейся деформации с помощью специальных активных и пассивных упражнений. Особенно важно сочетать эти упражнения с активной волевой коррекцией осанки и с упражнениями, корригирующими деформацию в сагиттальной плоскости. Специальные упражнения могут быть как симметричными, так и асимметричными, направленными на укрепление мышц на выпуклой стороне дуги и расслабление, растягивание мышц на вогнутой стороне.

Игры и элементы спорта используются для положительного психоэмоционального воздействия на ребенка, повышения интереса к занятиям, самостоятельности, инициативности, настойчивости.

Дыхательные упражнения — воспитание правильного дыхания является обязательным звеном в цепи корригирующих упражнений, а также способствует общему укреплению организма. Выработка правильного дыхания ведет к усилению процессов окисления — в большем количестве доставляется кислород к тканям и органам, удаляется углекислый газ. Глубокое дыхание регулирует процессы кровообращения, повышает обмен веществ, увеличивает подвижность грудной клетки и диафрагмы.
При вдохе, благодаря сокращению дыхательной мускулатуры объем грудной клетки увеличивается в трех направлениях: горизонтальном, боковом и вертикальном.
При выдохе происходит напряжение мышц брюшного пресса, диафрагма поднимается, а мышцы грудной клетки расслабляются.

Сила дыхательной мускулатуры в состоянии покоя используется в небольшой степени, но при выполнении различных физических упражнений наступает усиление дыхания, вызывая работу межреберных мышц, в результате чего они укрепляются. Наиболее физиологичным является дыхание через нос. Вдох должен происходить постепенно, плавно, без рывков и быть короче выдоха. При вдохе несколько выравнивается грудной кифоз, а при выдохе немного сглаживается поясничный лордоз. Таким образом, тренировка правильного дыхания ведет к активной коррекции деформаций позвоночника и грудной клетки.

Позвоночник нередко сравнивают с мачтой, которая удерживается, как канатами, натяжением мышц. В положении лежа снимается натяжение мышц, изменяется центр тяжести, тело приобретает наибольшую площадь опоры, обеспечивающую устойчивое равновесие. Освобождение позвоночника от тяжести головы, плечевого пояса, статического напряжения мышц, внутренних органов, в сочетании с самовытяжением и самовыравниванием, улучшает крово- и лимфообращение в окружающих мышцах и связках, препятствует  развитию патологической ротации и торции.

Общеукрепляющая гимнастика необходима для оздоровления, укрепления опорно-двигательного аппарата и общего физического состояния детей. Для решения этих задач важно соблюдение режима (общего и статико-динамического), включение в режим дня физических упражнений, а также использование естественных природных факторов.
При сколиозах обычно отмечается ослабление мышц туловища и конечностей, которые рекомендуется вначале укреплять, а затем развивать их выносливость.
Для развития выносливости мышц используются динамические и статические упражнения с сопротивлением, отягощением и последующим расслаблением в положении разгрузки позвоночника (лежа на спине, лежа на животе, стоя на четвереньках). Нагрузка может увеличиваться за счет количества повторений, изменения темпа и амплитуды выполнения упражнений, веса отягощений, времени занятий, пауз для отдыха. Расслабление мышц, применяемое после упражнения на силовую выносливость, обеспечивает мышцам необходимый отдых, снимает напряжение, улучшает кровообращение и дыхание.

Повышение выносливости мышц, усиление их тонуса и увеличение силы приведут к созданию мышечного корсета, который будет препятствовать дальнейшему искривлению позвоночника, улучшит осанку и создаст условия для более правильного роста позвонков.

Методические рекомендации к занятиям
Перед началом занятий  с детьми, у которых обнаружена сколиотическая болезнь, необходимо уточнить наличие и локализацию искривления, количество и вершины дуг, торсию позвонков, состояние окружающих мышц, функцию сердечно-сосудистой системы и на основе полученных данных составить план лечения.
Подбор упражнений должен базироваться на принципе их целесообразности, с соблюдением основного правила: «Не навреди». Эти упражнения могут быть как симметричными, так и асимметричными, но они должны быть строго дифференцированы и показаны в каждом конкретном случае.
 
При близко расположенных вершинах искривления, когда дуги очень короткие, лучше отказаться от корригирующих асимметричных упражнений и перейти на симметричные движения, чтобы не увеличить искривление.
При близком расположении вершин искривления можно усилить действие упражнений за счет волевой коррекции, укороченного рычага конечностей при хорошей фиксации выше- и нижележащих отделов позвоночника.
При выполнении корригирующих упражнений для поясничного отдела грудной отдел позвоночника фиксируют с помощью рук (руки в упоре или в стороны, с гантелями и пр.); для придания тазу большей устойчивости необходимы разведение и фиксация ног.
Не рекомендуется выполнять упражнения, усиливающие поясничный лордоз, допускается только умеренное понимание головы, плечевого пояса и ног в исходном положении лежа на животе и прижатие поясницы к полу в исходном положении лежа на спине.
Задачи создания мышечного корсета и формирования навыка правильной осанки необходимо решать параллельно, не отдавая приоритета ни одной из них.
При выполнении упражнений в любых исходных положениях всегда надо обращать внимание на ровное положение туловища (самовыравнивание), обучать владению мышцами, выполняя при необходимости волевое напряжение и расслабление мышц, а также самовытяжение.
Важно, чтобы все упражнения дети делали не автоматически, а осознанно, с пониманием смысла движений.

В подготовительной части занятия необходимо устранить скованность движений, улучшить функцию кардио-респираторной системы, сформировать навык правильной осанки.
В основной части занятия упражнения выполняются вначале в вертикальном положении (около 5-7 минут), затем в горизонтальном. В исходном положении лежа на спине и лежа на животе упражнения начинают с выравнивания туловища с помощью активной коррекции. Специальные упражнения направлены на укрепление мышц и создание мышечного корсета, а также на воспитание правильного дыхания и тренировку вестибулярного аппарата и равновесия. В середине основной части занятия можно также включать упражнения со снарядами и на снарядах (наклонная плоскость, гимнастическая скамейка, мячи, гимнастические палки, утяжелители, гантели). В конце основной части занятия с целью переключения детей на положительные эмоции вводятся игры, повышающие настроение, активность, усиливающие работу дыхательной и сердечно-сосудистой систем, улучшающие координацию движений, ритмичность, быстроту реакции.
В заключительной части занятия должна быть снижена нагрузка на кардио-респираторную систему и нервно-мышечный аппарат, уже не требуется выполнение специальных упражнений. Дыхательные упражнения сочетают со спокойной ходьбой, выравниванием осанки, проверкой ее у зеркала и малоподвижными играми.



Комментарии
Александр Шевченко
26.01.2012 11:28:44
Согласно канонам восточной медицины, причиной образования сколиоза у детей является, как правило, спазм желчного пузыря и его выводящих протоков. Этот спазм может возникать из-за испуга, сильного переживания, стресса, пережитого ребёнком. В результате этого ухудшается снабжение кровью и иннервация не только желчного пузыря, но и рядом расположенных органов и корешков нервов, выходящих из позвоночного столба. Спазм - это сокращение, сжатие. Спазмирован желчный, сжата область справа под рёбрами - вот ребёнок и начинает кривиться направо. Соответственно организм пытается компенсировать искривление в этой области и начинает изгибать поясничную и шейную область, изменяется структура и форма мышц вдоль позвоночника. Кроме лечебной физкультуры настоятельно рекомендуется массаж с продавливанием области желчного пузыря. Погрузили пальцы в животик, старайтесь найти зажатость, до болевого ощущения, и удерживайте 3-10 секунд до ощущения расслабления и исчезновения болевых ощущений. ..... будьте здоровы.
Для того чтобы оставить комментарий, пожалуйста,
авторизируйтесь или зарегистрируйтесь
 
     
 
Реклама 
 
       
 
Смотрите также: