Йога, болезни и сомнения

Йога, болезни и сомнения
 
 
 
 
 
Рейтинг: 5.00

Йога, болезни и сомнения

Вы много слышали и читали о йоге. Много очень полезного. Глубоко погрузившись в эзотерическую тему, у нас складывается впечатление, что возможности йоги безграничны. Вы упорно (или не совсемJ) упражняете, чувствуете реальную пользу от всего, что дает йога и вдруг… заболеваете. Простой простудой или чем-то посерьезней или совсем нехорошей тяжелой болячкой (и выясняется это нескоро). Вы спросите: причем здесь йога? Насколько актуальна эта проблема? Что происходит дальше?

Проводя занятия по йоге, я стал обращать внимание почему люди уходят из йоги. У каждого причина своя, но общая тенденция такова: это телесное заболевание. Конечно, заболев, не стоит посещать занятия, нужно  вылечиться и затем с новыми силами окунуться в океан йоги. Но почему-то не все возвращаются к ней. Или не сразу. Почему? Понимая, что у каждого он свой, все же попытаюсь дать ответ. Сразу оговорюсь, что не рассматриваю случаи, когда болезнь делает нас йогом. Отдельная тема – болезни просветленных людей.

Часто мы приходим в йогу, мало что зная о ней. Постепенно погружаясь в нее, мы становимся другие, мы меняем атмосферу вокруг себя, даже окружение и доверяем йоге все больше и больше. На занятиях мы слышим как полезны те или иные асаны, как они великолепно предупреждают болезни. Инструктор может назвать пару диагнозов, с которыми справляется асана или мудра. Он прав, мы верим. Все хорошо. Пока мы не болеем… И вот приходит простуда или боль в спине или травма. Что угодно. Но это для нас не простое заболевание. Теперь наш ум связан с йогой, и считает, что йога должна была помочь. Начитавшись о вреде современной медицины, мы отрицаем ее. Или мы стараемся задушить болезнь йоговскими техниками, народными методами. И, слава богу, это почти всегда помогает. Но, не всегда. Мы больны. И теперь у нас возникает разочарование. В голову лезут мысли: почему, почему я, я ведь так старался. Подливают масло в огонь близкие. Особенно если они не разделяли наших взглядов. Теперь можно подковырнуть, лишний раз напомнить о вашем «совершенно бесполезном увлечении», о вегетарианстве. Теперь наше страдание – психологическое оружие в их руках. Мы пробуем отстаивать себя, спорим, но семя сомнения посеяно. Шансы на возврат к занятиям таят как снег в руках.

Худший вариант – связывать йогу с болезнью. Например, одна практикантка травмировала руку, когда делала асаны дома. Я понимаю, что она сделала что-то неправильно, но ей не докажешь, она больше не ходит на занятия. Часто мы переусердствуем: недавно девушка стала упорно делать Джала нети и получила герпес на слизистой носа. Причина герпеса в другом: накопление капы, амы, снижение местного иммунитета, персистирование герпеса; и все это совпало с частыми промываниями носа. Может вода была холодной, может соли мало, но отношение к замечательной технике подпорчено.

Инструктор йоги тоже может заболеть. Он постоянно убеждал нас в необычайной профилактической силе йоги. Почему же сам заболел? При первых же симптомах, он старается скрыть их, он ищет замену среди своих коллег, чтобы ученики не видели, как он лишний раз чихнет или будет часто кашлять. Конечно, болезнь никого не украшает, но в поведении инструктора больше прослеживаются страхи (это те же сомнения) и комплексы, чем здравый смысл. Читта врити так активны, будто мы и не занимались йогой.

Итак, проблема описана, вариантов развития событий много, но все они далеки от того, чему учит йога: гармония, уверенность, здоровье, освобождение. Что же делать?

Давайте рассмотрим два аспекта:  причина сомнений и возможности йоги.

Как нам известно, причина всех страданий - это незнание, заблуждение. Все просто: мы переоценили возможности йоги как инструмента, влияющего на наше здоровье. Мы заболеваем, когда факторы защиты оказываются слабее агрессивных факторов окружающей среды: городской образ жизни с его стрессами, неприродным режимом, питанием, воздухом и пр. Сколько мы занимаемся йогой в течении недели или дня? В лучшем случае, час/два в день. Хуже 2-3 раза в неделю. А сколько действует на нас среда? Остальные 23 часа. И кто сильнее? Я удивляюсь, почему мы так редко болеем. Безработные йоги в Гималаях вообще не болеют.

Итак, делаем первый вывод: мало практикуем, давайте больше заниматься.  

Мы уже много слышали об аюрведе. Для меня, практикующему йогу, она как дополнение к науке йоги. Но когда мы заболеваем, методы аюрведы в разы эффективней. Теперь йога и йога-терапия есть дополнение к аюрведе, а не наоборот. Шаткармы больше для профилактики, а панчакарма помогает излечивать. Техники йоги направлены прежде всего на пробуждение. Профилактика и коррекция здоровья это скорее «бонус», чем основное действие асан, бандх, мудр, пранаямы и пр.

Болезнь всегда заставляет нас остановиться, изменить привычную жизнь, что-то переосмыслить. Вы на больничном, появилось свободное время. Чуть больше медитируйте, размышляйте, анализируйте свой образ жизни. Может и причину заболевания сами найдете. Попробуйте трансформировать появившиеся сомнения, ипохондрию в медитацию. Если вы не справляетесь с недугом самостоятельно, если вам трудно определить свое пракрити/викрити, обратитесь к хорошему врачу аюрведы. Это 100% помощь.

Второй вывод: в лечении предпочтение отдавайте аюрведе.

Возвращаюсь к проблеме отношений между современной и нетрадиционной медицинами. Кто-то глотает таблетку при любом недомогании, а другой будет умирать, но врача к себе не подпустит. Это две крайности. Все методы хороши. Важно место и время. Не стоит ничего отрицать, не стоит мыслить стереотипами и категорично. Сильные стороны есть у каждого метода. Народная медицина лучше предупреждает болезни, а если лечит, то долго и упорно. И надежно. Но всегда ли есть у нас время на длительное лечение, хватит нам упорства? Когда важен быстрый результат – доверьтесь современным достижениям медицинской науки, доверьтесь простому врачу. Пусть он не вегетарианец и думает ,что йога – это закидывание ноги за голову. Зато он легко оценит ваше состояние и решит что делать – пить таблетки или класть вас в стационар.

Третье: уважайте древние и современные медицинские знания и используйте их.

Наконец главное. Это скорее вывод из выводов. Ваше отношение к болезни как практикующего йогу. Философское отношение, понимание, принятие. По возможности понимание кармических связей здоровья и болезни. Конечно, легко рассуждать. Мне сейчас и вам на занятиях йогой. Но когда мы болеем, все не так. Здесь и сомнения, и неуверенность, и страхи, и уход в болезнь, и потеря доверия к учителю к йоге, и много других ментальных проблем. Не могу сказать: вылечись и все пройдет. Нет, здесь нужно изменить отношение к болезни. Принять ее как составляющую нашей жизни, как обратную сторону здоровья. Принять ее как она есть. Не комплексовать и проявлять таким образом свою психологическую слабость, а стать выше ее, вспомнить истинную цель йога – самореализация, пробуждение. Тогда болезнь становится не препятствием, а помощником. Не болейте!

Автор: Шивапури (Владислав Охман), Киев, Йога в повседневной жизни


Комментарии
Кристина
31.01.2011 18:23:13
Спасибо за ответ. Буду пытаться. К Вашему мнению точно стоит прислушаться :)
Екатерина Смирнова
28.01.2011 17:38:42
Убедить мужа в пользе практики, которую он считает бредом наверное невозможно. А вот найти в практике, то, что ему подходит именно сейчас вполне посильная задача. Можно, например, предложить мужу сходить на занятие по Shadow Yoga, во время которого он ничего не услышит о религии, со временем станет менее агрессивным, научиться сосредотачивать внимание на объекте, избавиться от дискомфорта в животе, головной боли, просто почувствует себя лучше, сильнее, уверенней.
Выбирайте любой из понравившихся пунктов. Эффективность проверена на практике :)))
Кристина
28.01.2011 15:52:26
Хочу заниматься йогой вместе с мужем, считаю, что это может укрепить наши отношения. А он считает это "религиозным бредом", как его убедить в пользе практики?
Для того чтобы оставить комментарий, пожалуйста,
авторизируйтесь или зарегистрируйтесь
 
     
 
Реклама 
 
       
 
Смотрите также: