На заре цивилизации…

На заре цивилизации…
 
 
 
 
 
Рейтинг: 5.00


На заре цивилизации…
Египетский танец: экскурс в прошлое

Колыбель древнейшей цивилизации, где красота и вечность сливаются воедино… Такой близкий и далекий, знакомый и непознанный Египет. Тридцать веков истории от Древнего и Среднего до Нового царства, тридцать веков загадок и тайн… Каждый вновь найденный ответ тут же порождает сотни вопросов и этот процесс бесконечен. Но мы все же позволим себе небольшой экскурс в прошлое и начнем с древне-египетского танца.

Древнейшие памятники искусства и литературы, сохранившиеся до наших дней, свидетельствуют о том, наскольковажное значение для египтян того времени имел танец. Он сопровождал их всюду: на религиозных церемониях в храмах, на торжествах в общественных местах и в домашнем кругу. Являясь прямым выражением радости, восторга, экстаза, танец играл важнейшую роль в искусстве Древнего Египта. Учитывая огромную роль религии в древнеегипетском обществе, не удивительно, что именно она во многом определяла уровень и степень развития культуры*.

Жрецы, служители богов, стремились окружить религиозные обряды и церемонии таинственной завесой, проводя грандиозные мистические представления, в которых не последнюю роль играл танец. Торжественные церемонии отличались массовым стечением народа и могли продолжаться несколько дней. Особенно это касалось многочисленных мистерий, связанных с культом Осириса. В танцевальной форме жрицы воспроизводили основные эпизоды мифа, изображая поиск, оплакивание, погребение и воскресение божества, а вместе с ним и всей природы.

Среди танцев, исполняемых на массовых празднествах, выделялись: «Праздник Вечности», «Праздник в честь умершего», «Праздник жатвы», «Праздник в честь богинь Хатор и Бахт». Одной из разновидностей священного танца, также считался жертвенный танец фараона (или бег фараона), который исполнялся с различными атрибутами, имеющими символическое значение (бег с птицей, сосудом, бичом или другим символом власти).

Первых профессиональных исполнителей танцев готовила специальная хореографическая школа при храме Амона. Вся жизнь жриц-танцовщиц проходила в танце и услужении тому или иному богу. Однако, со временем, танец стал играть большую роль и в частной жизни жителей Древнего Египта. В гаремах содержались девушки-рабыни, специально обучаемые или уже умеющие танцевать, петь, играть на музыкальных инструментах, привозились танцовщики и целые профессиональные труппы из других стран. Танцы сопровождались игрой на музыкальных инструментах, пением, хлопаньем  в ладоши. Большое значение имела симметрия танцевальных фигур, ритмичное их исполнение. Танец предстает во всем своем многообразии: от сольных номеров и дуэтов до групповых. Мягкость, пластику и плавность движений привнесли в древне-египетский танец баядеры (храмовые танцовщицы Южной Индии), изменив, таким образом, некоторую жесткость и угловатость танца.

Интересны различия в костюмах храмовых танцовщиц и представительниц гаремов. Чтобы оказать почтение тому божеству, которому они поклонялись, жрицы должны были находиться в одеянии, закрывающем тело, дополнительно украшая ноги и руки браслетами, грудь ожерельем, а голову лентами и цветами. Танцовщицы нового времени танцевали или обнаженными, или  в коротких передниках, или в совершенно прозрачных одеждах, дополнительно подчеркивающих формы исполнительницы, плавно покачивающейся под звуки тамбурина и кастаньет. Особое внимание уделялось украшениям.

Институт алмей (так называемых «ученых» танцовщиц) берет свое начало с эпохи Древнего Царства, а танец алмей, господствовавший в Египте уже Нового времени, все еще встречается и сегодня. Но с тех пор многое изменилось, искусство завораживающего танца и его исполнительницы пережили лучшие и худшие времена, им удалось донести его суть до наших дней. Однако, характер роли алмей потерпел изменения, исчезли прежний почет и привилегированность, нет прежнего благоговения перед танцовщицей, да и от древнеегипетского танца мало что осталось. Но всегда будут те, кто не даст искусству танца пасть настолько низко, чтобы не было возможности подняться. Истинные ценители …
_____________________________________________________________________________________________________

*Непосредственно покровителями музыки, танцев, веселья в древне-египетском пантеоне богов считались Хатор, Нехемаут и Хатий.
Хатор (Хатхор) – богиня неба и любви, покровительница музыки, танцев и увеселений. Празднования в ее честь всегда сопровождались музыкой, танцами, большим количеством выпитого.
Нехемаут – богиня музыки и магии.
Хатий– бородатый карлик, изображавшийся играющим на музыкальных инструментах или танцующим перед богом солнца или богиней Хатор.

Автор: Елена Кулиш


Комментарии
kalaxarik
15.03.2012 12:08:52
wow,яка історія!!!неймовірно)
і справді, танцівниці,які навчились мистецтву східного танцю володіють певною магією і вміють причаровувати)
Для того чтобы оставить комментарий, пожалуйста,
авторизируйтесь или зарегистрируйтесь
 
     
 
Реклама 
 
       
 
Смотрите также: