О невысказанных противоречиях

О невысказанных противоречиях
 
 
 
 
 
Рейтинг: 5.00


О невысказанных противоречиях

Историческое противопоставление как толчок к зарождению известных нам направлений.
История арабского танца столь интересна, глубока и неоднозначна, что просто не может не порождать огромное количество всевозможных домыслов, мифов и слухов. И наиболее болезненным для ценителей этого вида искусства является клеймо поверхностного танца, не достойного называться хореографией, с одной лишь сексуальной подоплекой, без идеи, глубокого смысла и цели…

Какие образы всплывают перед взором дилетанта, услышавшего два слова: танец живота? Не особо отличающиеся от образов, связанных со стриптизом и всевозможными стрип-направлениями (к слову, таких тоже предостаточно). А именно, едва прикрытой клочками одежды девушки, вибрирующей перед зрителем и призывающей получить сексуальное наслаждение в ее объятьях. Не стоит в этом винить современных обывателей, ведь подобное мнение сложилось не за один год, и даже не за одно десятилетие.

И речь здесь идет, в первую очередь, об историческом противопоставлении: танцовщицы авалим и гавейзи, египетские звезды 20 века и турецкие танцовщицы, десятилетиями сводившие танец до уровня убогих кабаков и притонов. Кроме того, стоит отметить немалую роль в формировании общественного мнения эротических танцовщиц всех времен и народов, регулярно использовавших в своих выступлениях образы наложниц, гаремных соблазнительниц, а также  кинорежиссеров прошлого века (американских и европейских), активно популяризировавших их в своих киноработах.

Каждый исторический виток имел свою подоплеку, так или иначе давал толчок в развитии танца живота, имел последствия как для него, так и для исконно женских танцев, имевших какие-либо общие исторические корни, в целом.
Мы остановим свое внимание на трех столь похожих, по мнению дилетантов, и столь же непохожих, по мнению профессионалов, направлениях: стрип, танец живота и трайбл. В наше время все они полноценно развиваются, развивая при этом свои стили и подстили (основные и сопутствующие).

Исконный арабский танец (в частности, танец живота), как и стрип-направление, берет свое начало с древнего храмового танцевального искусства – ритуального танца Востока. Невозможно достоверно определить, с чем конкретно было связано начало полноценного формирования направления, но разветвление произошло, как только танец вышел за пределы храмового и стал достоянием общественности.   
 
Прославление женской красоты, наготы, сексуальности и силы, кроющейся в верховенстве над мужчинами, за счет управления их сексуальным интересом;  обнажение в качестве развлечения, элемента соблазнения, обмен сексуальной энергией между танцовщицей и зрителями – основная цель и назначение стрип-направления и, в частности, стриптиза.  Но и здесь произошло новое разветвление на танцовщиц, прославляющих свое искусство и тех, кто опустился до уровня проституции.

Танец живота имеет более глубокую философию, смысловое значение и содержание. Истинные танцовщицы, последовательницы авалим, и в наше время стремятся собрать по крупицам те глубокие знания, которые были доступны родоначальницам беллидэнса, в то время не подозревавшим о том, насколько противоречиво будет восприниматься столь магическое действо. Словно силы и энергия всех четырех стихий наполняют танцовщицу, погруженную в волшебный мир танца: сила и надежность Земли, вдохновение, легкость и бесконечное движение Воздуха, мягкость, проникновенность и тягучесть Воды, страсть, свобода и всепоглощение Огня. Достигая полной гармонии, аккумулируя энергию внутри себя, танцовщица может передавать ее в окружающий мир и, за счет полученной энергетической отдачи, увеличивает ее в процессе исполнения. К сожалению, еще до его повсеместного распространения, танец стал терять свое сакральное значение. Его стали исполнять на любом более или менее подходящем мероприятии, по поводу и без повода и, что немаловажно, за деньги. Ритуальный смысл был потерян, но глубина и сила была сохранена его стойкими приверженцами вплоть до наших дней.

За всю историю существования танца, его репутация не раз ставилась под сомнение. Вспомним хотя бы наиболее древнее и наглядное противопоставление двух каст танцовщиц: гавейзи и авалим, чей танцевальный стиль, как собственно и вся их культура, значительно отличались. Не слишком образованные уличные исполнители гавейзи, порой не брезгующие постыдным заработком, явно отличались от представительниц касты авалим, в которой каждая алмея имела специальное музыкальное и танцевальное образование, отличалась острым умом, прекрасно разбиралась в искусстве, поэзии, а ее присутствие на любом празднестве очень не дешево обходилось его хозяину.

Негативное влияние на репутацию танца живота не раз оказывали турецкие танцовщицы во времена Османской империи, а также последней трети прошлого века.  Особенно явно это влияние проявилось в 70-90х годах ХХ века, когда проявился наиболее яркий контраст между танцевальной сценой Египта и Турции. А именно, высококлассными представлениями и славой египетских звезд, и убогим кабацким уровнем, выступавших в самых жалких притонах, турецких танцовщиц.
Не столь заметным на первый взгляд, но от этого не менее существенным стал переломный момент в истории танца, спровоцированный американской киноиндустрией, так стиль «кабарэ», образы турецких наложниц, как наиболее продаваемые кинозрителю, вновь отдалили танец от его изначальной сути.

Столь явная популяризация стала толчком к возникновению хореографии  в ближневосточном танце, смене танцевального образа, столь популярного и в наше время, а также, рождению нового танцевального стиля, появившегося в качестве альтернативы голливудскому видению восточного танца. Трайбл (сначала American Tribal Style (ATS), а затем и Tribal Fusion) – так называемый танец сильной самодостаточной женщины, не желающей опускаться до уровня «гаремной обольстительницы», какой заочно представлялась любая исполнительница восточного танца, благодаря «стараниям» голливудских сценаристов и режиссеров.

Три полноценных танцевальных направления, раскрывающих суть женщины. Но ведь мы женщины столь не похожи друг на друга! Педагоги, поклонники и исполнители танца живота, трайбла, стрип-направления акцентируют внимание на чем-то своем, у каждого своя правда. Эротику, а порой и разврат, можно обнаружить в чем угодно. Вопрос только в том, под каким углом вы на это смотрите.

Любое направление откуда-то берет свое начало (порой, из самых неожиданных исторических событий), часто являясь своеобразным вызовом обществу, и продолжает развиваться. Другое дело, на каком этапе развития в тот момент это самое общество находится, насколько оно развращено или же наоборот пуритизировано. И будет это направление развиваться, как бы кто не реагировал на его появление. Ведь если оно появилось, значит, на данном этапе развития общества возникла в нем реальная потребность и у него будут последователи до тех пор, пока эта необходимость не исчезнет, а стиль не выродится или не преобразуется в нечто иное. И так до бесконечности…

Трайбл яркий тому пример. Имея глубокие исторические корни, он появился именно в тот момент, когда танцевальное общество в нем нуждалось.
При всем при этом, не смотря на нравы, господствовавшие в обществе в те или другие времена, у каждого танцора (группы танцоров) свое восприятие танца, свой способ самовыражения, столь необходимый творческому человеку. И это замечательно! Другой вопрос, что лишь самые смелые, яркие, творчески способные и активные личности могут стать прародителями нового стиля, течения, а то и целого направления.

На самом деле, невозможно досконально определить, что двигало прародителями ближневосточного и эротического танца во времена частичного и полного перехода (перерождения) из храмового в разряд общественного, но родоначальники трайбла, возникшего относительно недавно и продолжающего формироваться в настоящее время, продолжают всячески поддерживать, развивать и популяризировать свое детище. С такой поддержкой не менее продолжительная история ему гарантирована.

Автор: Елена Кулиш



Комментарии
kalaxarik
08.10.2012 12:33:08
Не знаю чи є зараз в шкільній програмі предмет на кшталт "хореографія", але в мої шкільні роки такий мав місце.
Так от, такої теми уроку, як "історія танцю" чи "український танець- культурне надбання народу..." - не було!
Немає культури танцю в нашій країні. Далеко не всі знають, який вигляд має україн.народний танець, його історичне походження і т.д.
Звичайно, що буде існувати "подмена понятий", бо дуже мало хто займається просвітницькою роботою.
Елена Кравчук
08.10.2012 12:02:38
В пух и прах)))но очень занятно изложено!
Я простой обыватель и посещала танцевальный кружок в глубоком детстве, но мне очень интересно было узнать о происхождении столь распространенных сейчас танцевальных направлениях.
Для того чтобы оставить комментарий, пожалуйста,
авторизируйтесь или зарегистрируйтесь
 
     
 
Реклама 
 
       
 
Смотрите также: