История стриптиза

История стриптиза
 
 
 
 
 
Рейтинг: 4.17

История стриптиза

От английского «strip» – «раздеваться»,  «tease» – «дразнить». Этот танец появился в глубокой древности и предназначался для услаждения богов.

Дурман-трава для смелости

Первоначально танец-обнажение носил священный характер.  Во всяком случае, именно такое «божественное» объяснение давали жрецы матерям юных дев, когда забирали у них дочерей для служения культу богов.
Индийские танцовщицы – баядеры – танцевали в пагодах (специальных мемориальных сооружениях, хранилищах реликвий). Официально они объявлялись служительницами алтарей. Для раскрепощения девушек жрецы использовали дурманящие голову благовония, которыми баядеры душились.

Их сладострастные танцы вообразить нетрудно: монотонные звуки ударных инструментов, страстный ритм и движения.  Баядеры заботились о своей внешности и особенно берегли грудь: чтобы она не толстела и не теряла формы, девушки надевали специальный лёгкий деревянный футляр из двух половинок, застёгивающийся на спине. Покрытый снаружи золотым листом с бриллиантами, он подчеркивал все прелести трепещущей груди.

Алмеи: мудрость в танце

В Египте также существовал особый класс женщин, последовательниц культа Осириса – одновременно и певиц, и танцовщиц, и музыкантов. Их называли алмеями, от арабского «almeh» – «ученый». Несмотря на то, что песни их имели эротическое содержание, а танцевальные па – ярко выраженный сексуальный подтекст, алмеи были желанными гостями даже на семейных праздниках.

«Едва начинался танец, алмеи сбрасывали вместе с плащом и стыдливость своего пола», – пишет один исследователь. Историк отмечает и подвижность мимики, которая зависела от исполняемой роли, – девушки были неплохими актрисами. В танце, исполняемом под мелодии флейты, особенно четко выделялись их тела, а шелковые платья уже в те времена служили безошибочным способом привлечения мужских взглядов.

Библейский след ученых чаровниц

Были алмеи и у евреев. Существует свидетельство евангелиста Марка о том, как восточная пляска алмеи очаровала сынов Израиля: на дне рождения Ирода, куда был приглашен весь высший свет Галилеи, присутствовала танцовщица Соломея. После её выступления восхищённый царь заявил, что даст ей всё, что она пожелает. Соломея потребовала голову Иоанна Крестителя, изобличившего связь её матери с двумя родственниками, – и действительно получила её.

Разгул чувственности в Вавилоне постепенно превратил священное удовольствие в общественное. Квинт Курций в «Истории Александра Великого» отзывается о ассирийской столице крайне неодобрительно: «Нельзя представить себе ничего более распутного, чем этот народ… Женщины на пирах снимали свои верхние одежды, потом остальное платье, одно за другим, постепенно обнажали своё тело и, наконец, оставались совершенно нагими. И так распущенно вели себя не публичные женщины, а самые знатные дамы и их дочери».

В Греции было все

Гетеризм достиг пика популярности в эпоху эллинизма, в III–IV вв. до нашей эры.
Гетеры, античные куртизанки, считались элитой общества и оказывали влияние на его культурную жизнь.
Известная и роковая гетера Греции, любимица скульпторов, Фрина стала первой женщиной, юридически пострадавшей за публичное обнажение.

Один раз в год, на празднествах, устраиваемых в честь Нептуна и Венеры, Фрина выходила из своего уединенного жилища, сбрасывала свою одежду на ступеньках храма, и, прикрывая наготу роскошными длинными черными волосами, под восторженные крики толпы шла к морю. После ритуального купания она ложилась на песок и позволяла любоваться собой всем желающим.

Гладкая кожа, жемчуг воды в волосах, упругие линии тела – нетрудно себе представить, как действовала на мужчин подобная картина.  Один из тщеславных почитателей Фрины, которому она отказала в свидании, написал жалобу в городской суд.  Фрина была обвинена в развращении нравов горожан, что несло за собой обязательный приговор к смертной казни. 

Когда обвинитель уже заканчивал свою речь, один из горячих почитателей Фрины, Гиперид, убедившись в беспомощности ораторского искусства, подвел знаменитую куртизанку к барьеру и сорвал с нее одежду. Изумлённые судьи лишились дара речи: сама божественная Афродита стояла перед ними!
Гиперид, не теряя времени, потребовал оправдания для Фрины: во имя красоты, гармонии и совершенства форм, которые всегда высоко ценились греками. Доводы убедили высший суд, и обвинение было снято.

Шелка императрицы

Ярким примером того, что эротический танец был распространён и в Римской Империи, служит Феодора, византийская императрица, супруга Юстиниана Великого. До принятия трона она была циркачкой и, по утверждению историка Прокопия, «развлекала толпу обнажением и развратными жестами». Зеленоглазая бестия, Феодора действительно появлялась на арене только в шелковом шарфе  и сожалела, что ей не позволяют выступать обнажённой, как она делала это на репетициях.  Скандальная репутация акробатки не помешала Феодоре стать женой Юстиана и фактически забрать бразды правления в свои руки.

Феодора перечила общественному вкусу во всём: в Древнем Риме темные волосы считались признаком порядочности и домовитости, поэтому куртизанки носили парики разных цветов.
Именно изощрения Феодоры в поисках привлекательности обернулись для человечества вечной модой – на блондинок.  Готовясь к пирам и праздникам императорского двора, она придавал своим волосам поразительный голубой оттенок и, кроме того, присыпала их порошком золота.

Современный стриптиз

Родиной стриптиза в его современном виде является, конечно же, Франция. Но вплоть до конца XIX века максимум, что разрешалось увидеть мужчинам, – это небольшой участок обнажённой кожи, заключенный в объятья чулка и подвязки. Женщина была крайне закрепощена в своих нарядах. Её платье напоминало одиночную камеру, а бесчисленные предметы нижнего белья становились преградой для неосуществимого «штурма».

Чем больше одежды было на женском теле, тем соблазнительнее и желаннее был процесс очистки этой «бесконечной луковицы». В парижском «Мулен Руж» стриптиза как такового не было. Сидящие в зале мужчины фантазировали сами, полагаясь, в основном, на собственные желания и опыт. И все же именно «Мулен Руж» стал местом, где зародился стриптиз.

Летом 1893 года во время традиционного бала студентов художественных училищ две барышни, разгорячённые атмосферой и шампанским, прыгнули на стол и под звуки музыки стали медленно раздеваться, пока на них не осталось ни одной волнующей тряпицы. История сохранила их имена: Манон Лавиль и Сара Браун. Против участников этого бала полиция Парижа завела уголовное дело, а некоторых из них (в первую очередь – проказливых барышень) приговорили к крупным денежным штрафам.

После окончания Первой мировой войны во многих европейских странах танец «страстно-томительного раздевания» стал весьма популярным. Достаточно сказать, что стриптизерша Анита Бербер была более известна, нежели знаменитая Марлен Дитрих. Именно Бербер явилась родоначальницей существующего и поныне эталона женской красоты. Благодаря ей и ее безумной популярности у мужчин девушки и женщины захотели быть стройными, а не пышнотелыми. Но
в отличие от многих своих современниц и ныне живущих дам, Бербер никогда не мучила себя диетами, а «сжигала» лишние калории на сцене.

Айседора Дункан тоже не стеснялась танцевать с обнаженной грудью. После покорения Европы и Америки Айседора, возлюбленная Сергея Есенина, бабочкой перепорхнула в революционную Россию. В начале ХХ века она вышла на российскую сцену без чулок и в прозрачном газовом платье. Не успела публика оправиться от шока и как следует насладиться обнаженными ножками Айседоры, как ей на смену вышли две абсолютно голые ученицы Дункан из тех, кто покуражистее и посмелее.

Так, в финале первой русской революции, точно к началу V съезда партии, Елена Рабенек и Ольга Десмонд затанцевали обнаженными. На их последующие выступления невозможно было достать билетов. В конце концов, городская управа, проявляя заботу о нравах жителей, выступления запретила. Что же касается самой Ольги Десмонд, то она настойчиво отстаивала свое право выступать обнаженной: «Пусть будет это дерзко, смело, как хотите называйте мое появление на сцене, но этого требует искусство».

Во французском языке фраза «L'Art du nu» (Искусство наготы) синонимична элегантному салону на красивой улице в модном восьмом округе Парижа. Это всемирно известный Crazy Horse, оставшийся непревзойденным в течение половины столетия в качестве радикального новшества, которое преподносит женское тело как средство художественного выражения.

Более 5 миллионов человек побывали на шоу «Crazy Horse» в прекрасно оборудованном театре на проспекте George V, находящимся рядом с Домом Balenciaga и напротив Ив Сен Лоран. С момента его основания Аленом Бернанди салон прошел три фазы своего развития: Ранние дни (1951–1960); Рождение понятия «Стиль Crazy Horse» (1960–1989); Совершенствование Опыта (с 1989 по сей день).

«Влечение, не влекущее за собой обладания» – так сформулировал эстетическое кредо «Crazy Horse» основатель этого всемирно известного кабаре. Представление – это синтез балета, современного танца и стриптиза. Когда – то «Crazy Horse» был простым баром в стиле «Дикого Запада». Сегодня это заведение международного уровня. Его стриптизные ревю достигли совершенства в своем жанре.

Автор: Ирина Рукавицкая




Комментарии
Анастасия Рошка
10.06.2011 17:17:58
Стаття мені дуже сподобалась. але на сучасному етапі, тим паче з нашим менталітетом - стриптиз зовсім не мистецтво... в деяких випадках рухи навіть хореографією не назвеш...тим паче дівчата які цим займаються виставляють танець не як мистецтво, а звичайний спосіб заробітку грошей своїм тілом..
Anatolij Vakarchuk
10.06.2011 15:13:08
На самом деле многие не понимают, что такое стриптиз. Это искусство, это умение владеть своим телом, это гармония тела с музыкой.
angel
19.05.2011 11:39:42
у нас менталитет такой что стриптиз рассматривают исключительно как эротику((
Кристина
18.05.2011 15:34:24
Прочитала статью с огромным интересом. В статье стриптиз преподносится как искусство, согласна, что владеть своим телом - это искусство. Но если это преподносится на любительском уровне для широкой публики - выглядит убого и пошло. Потому что, как увидеть красоту женского тела, если в этом конкретном теле никакой красоты нет. А мужской стриптиз вообще не понимаю, его глубокого смысла и ценности для искусства. Профессиональные танцовщики-мужчины не идут в стриптиз в основном, а идут туда любители совсем в других целях. В общем жаль, что чаще в стриптизе основным является эротический аспект, а не хореография. Хотелось бы на портале увидеть ещё статьи на эту тему.
Для того чтобы оставить комментарий, пожалуйста,
авторизируйтесь или зарегистрируйтесь
 
     
 
Реклама