Аюрведа - искусство жизни

Аюрведа - искусство жизни
 
 
 
 
 
Рейтинг: 3.67

Аюрведа - искусство жизни

"Нет конца Аюрведе, поэтому нужно посвящать себя ей постоянно, не допуская небрежности. Далее нужно учиться, не ревнуя к знаниям других, даже если они недоброжелательны к тебе, потому что для мудрого человека весь мир - учитель, тогда как для неразумного человека весь мир - враг.

Следовательно, мудрому человеку при должном размышлении следует выслушать и принять совет, который несет благо, известность, долголетие, силу и славу, даже если он дан врагом" ("Чарака Самхита"). Эта цитата из древнего аюрведического трактата как нельзя лучше представляет дух и смысл Аюрведы.

Сегодня уже общепризнанным является факт, что священные индуистские писания - Веды - являются самыми древними из доступных нам текстов и содержат в себе наиболее полный свод знаний о Вселенной, Земле и человеке. Аюрведа является относительно небольшой частью Вед, которая посвящена знаниям о здоровой и долгой жизни, ведущей к совершенству.

Эти знания не имеют национальных или религиозных признаков, они были переданы нам нашими далекими предками, ариями, от которых произошли народы индоевропейской группы. Наши предки исповедовали нетехногенный путь развития и следовали принципу "жить просто и думать возвышенно".

Прошли тысячелетия, отделившие нас от арийской цивилизации, и от стройной и всеобъемлющей системы знаний остались разрозненные фрагменты в легендах и преданиях европейских народов. Индия и индуисты совершили огромный нравственный подвиг - они пронесли через века и сохранили для всего человечества эту древнейшую систему знаний, которая сравнительно недавно стала доступной для изучения западному миру.

Аюрведа принципиально отличается от любой современной медицинской системы тем, что во главу угла она ставит не борьбу с болезнями, а здоровье человека, его поддержание в течение всей жизни. Язык, на котором изложены каноны Аюрведы, - санскрит необычайно похож на старославянский: они имеют не только общие корни, но и идентичную синтаксическую структуру.

Аюрведическая медицина идеологически, по духу и по методическим подходам чрезвычайно близка к древнему славянскому целительству. Наверное, поэтому слова "аюрведа", "расанна" не воспринимаются нами как нечто чужеродное и экзотическое. Более того, словом "ведун" (от "ведать") обозначали наши менее далекие предки человека, который знал законы жизни и умел их использовать, управляя и тонкими, и плотными составляющими нашего бытия.

К величайшему нашему сожалению, большая часть этих сокровенных знаний нами была утеряна, и поэтому, мне кажется, нашим долгом должно стать крайне благодарное и бережное отношение к Аюрведической традиции, которая позволит нам восстановить наши собственные корни и традиции.

Главной и важнейшей составляющей здоровья по Аюрведическим канонам является здоровье духа. Первым шагом или первой ступенью на пути к здоровью человека по канонам Аюрведы и Йоги является АХИМСА. Это санскритское слово обозначает непричинение зла никому, никогда: ни мыслью, ни словом, ни действием.

Для меня наиболее близким эквивалентом этого понятия является внутренняя благожелательность или доброжелательность, столь характерная для славянской культуры. Это очень важный момент в философии здоровья - не активное делание добра, а нежелание и неприятие зла. Поэтому ни в коем случае нельзя жалеть времени и усилий, чтобы донести до сознания людей, что нравственные критерии, соответствующие заповедям практически всех мировых религий, сейчас становятся критериями выживания человечества.

Существование древней школы не должно становится препятствием для прихода нового. "Пусть расцветают все лучшие цветы", - таков был и остается девиз вайдьев (аюрведических врачей). Расширение области знания - процесс бесконечный, и никто из людей не может претендовать на абсолютное знание. Догматизм и консерватизм всегда был чужд духу Аюрведы.

Аюрведа исповедует принцип Деша-Кала-Патра или Место-Время-Обстоятельства, то есть эта универсальная необычайно гибкая система знаний всегда приспосабливается к месту, времени и обстоятельствам жизни человека.

Яркими примерами развития этого принципа стали национальные видоизменения Аюрведы: в Тибете перевод аюрведического трактата "Аштанга-Хридая-Самхита" и переход фитопрописей на местные растения привел к расцвету Тибетской медицины; знаменитая китайская школа акупунктуры восходит к переводу "Сома-раджа" - раздела Аюрведы, описывающего активные точки (Мармы) и способы воздействия на них. Под влиянием Аюрведы развивались персидская и греческая медицинские системы.

Аюрведу не следует рассматривать как альтернативу аллопатической медицине, заслуги которой в области лечения острых состояний, инфекций и хирургии никто не подвергает сомнению. Но Аюрведа может дать аллопатической медицине фундамент и опорные конструкции, в рамках которых можно построить совершенно новую концепцию поддержания здоровья людей, новую медицину, которая объединит тысячелетние традиции и новейшие достижения.

Великое преимущество Аюрведы в том, что она не дает жестких схем генеза заболевания и его лечения. Но она дает принципы, которые определяют тонкие закономерности построения и функционирования тела человека, позволяют проанализировать состояние его здоровья и определить методы лечения с учетом его конститутивного типа, возраста, физического состояния на данный момент, включая время года.

Основой диагностики и лечения а Аюрведической медицине является теория взаимодействия трех конститутивных принципов (Дош), которые управляют развитием и регулируют жизнедеятельность человека.

Эти принципы таковы:

1. Принцип движения - Вата (санскр. "ветер") - контролирует все движения, начиная от мысли или проведения нервного импульса до дефекации.

2. Принцип метаболизма, трансформации - Питта (санскр. "желчь") - заведует эмоциями, памятью, пищеварением, энергетическим балансом организма и теплопродукцией.

3. Принцип устойчивости, адаптации - Капха (санскр. "слизь") - отвечает за утилизацию энергии и построение тканей физического тела, приспособление и устойчивость организма.

Соотношение принципов и их взаимодействие обеспечивают формирование неповторимой уникальной конститутивной структуры каждого человека. Сохранение исходного, данного при зачатии, конститутивного типа - Пракрити (санскр. "природа") на протяжении жизни соответствует поддержанию здоровья, а отклонения от него обусловливают сначала недомогания, а потом, при углублении таких отклонений, ослабление организма и развитие различных заболеваний.

Отсюда вытекает утверждение, что вернуть здоровье человеку можно, только восстановив его первоначальный конститутивный тип. На соотношение конститутивных принципов, а значит, и на здоровье человека влияют рацион и режим питания, погода, режим дня, стрессы, нагрузки и т. п.

С другой стороны, эти же факторы могут выступать в качестве корригирующих, лечебных воздействий. По аюрведическим канонам человеку, который правильно питается, лекарства не нужны, а человеку, который неправильно питается, никакие лекарства не помогут.

В Аюрведе очень глубоко проработана теория вкусов, она оперирует кроме первичных шести вкусов (Раса) еще тремя послевкусиями (Випак), свойствами (Вирья) и действием (Прабхава). Это дает возможность врачу или каждому человеку, знакомому с этой теорией, составить свой рацион в соответствии с Пракрити, сезоном и состоянием, а также подобрать лекарственные средства.

Диета - это состав и режим питания, которому следует человек на протяжении всей своей жизни, чтобы быть здоровым, а не краткосрочное изменение рациона во время обострения хронического заболевания. Бытует ошибочное представление, что Аюрведа - медицина для вегетарианцев. Это, мягко говоря, не соответствует истине. Если человек занят тяжелым физическим трудом, то ему необходимо большое количество белка, которое легче всего получить из мяса.

Если же человек практикует пранаяму и медитацию, то мясо станет непреодолимым препятствием на его пути. Дополнительно нужно непременно учитывать влияние сезона и возраст человека. Снова Деша-Кэла-Патра - принцип, координирующий состав питания с изменениями в самочувствии и в окружающей среде.

Традиционная Аюрведическая диагностика проводится методом пяти зеркал - с помощью исследования пульса, глаз, языка, ушных раковин, рук и обязательного подробного опроса пациента. Таким образом, для постановки диагноза не нужны ни специальная аппаратура, ни какие бы то ни было препараты или реактивы.

Но диагноз мы получим аюрведический - Вата-Питта дисбаланс, например. В соответствии с каноном, фитопрепараты, минералы и масла, которые мы используем для лечения, в первую очередь должны балансировать Доши, а затем поддерживать страдающие органы и питать истощенные ткани.

Аюрведа владеет огромным арсеналом лекарственных средств, среди которых уникальные расаяны (гармонизирующие, оздоравливающие, омолаживающие средства).

Но, но, но... Самое лучшее, волшебное лекарство не сможет полноценно работать в разбалансированном, грязном, зашлакованном теле!

Поэтому первым шагом в лечении должны быть очистительные процедуры (Панча Карма). Они могут быть интенсивными и краткосрочными или длительными и мягкими - в зависимости от возраста и состояния человека.

Таким образом, выстраивается такая схема лечения: диета, Панча карма, фитотерапия, расаяна, йога-терапия. И только после приведения тела в должный порядок можно приступать к серьезным занятиям Йогой.

Исходно Аюрведа призвана была больного человека излечить, а здорового сделать более гармоничным - подготовить к переходу на следующую ступень развития, имя которой ЙОГА.

На сегодняшний день Аюрведа признана наиболее перспективной системой для развития медицины в XXI веке. Знакомство с Аюрведой и следование ее принципам в повседневной жизни будет одинаково полезно пракующим врачам, их пациентам и людям, которые не хотят становиться пациентами, а также всем, кто хочет видеть своих детей здоровыми и счастливыми.

Будьте здоровы!

Автор: Алла Дмитриева  , "Yога", 2005/4


Комментарии
Алла Дмитриева
06.02.2011 22:58:41
Опросники, которыми Вы пользовались не дают возможности определить нашу врожденную конституцию, они дают соотношение активности конститутивных принципов в данный момент Вашей жизни. Доминирование активностей одного из конститутивных принципов определяет скорость обменных процессов, объём памяти, выносливость, эмоциональную стабильность, силу пищеварения и т.д. Именно врожденная конституция (Пракрити) управляет развитием и жизнью человека от момента зачатия до смерти.
Кристина
28.01.2011 15:44:22
Когда-то проходила тест в интернете и оказалось, что я Питта. Но так и не поняла что это значит. Здесь прочла, что заведует эмоциями, памятью, пищеварением, энергетическим балансом организма и теплопродукцией. Почему людей тоже делят по этому принципу?
Для того чтобы оставить комментарий, пожалуйста,
авторизируйтесь или зарегистрируйтесь
 
     
 
Реклама 
 
       
 
Смотрите также: